Автобанный туризм Японский опыт оживления деревень с помощью придорожных станций

Автобанный туризм - Информационное Агентство Промышленных Новостей

Фото: Евгений Яблоков

В 1995 году премию Рамона Магсайсая (азиатский аналог Нобелевской) в сфере государственной службы получил Морихико Хирамацу, губернатор японской префектуры Оита, за внедрение программы «Одно село – один продукт». Программа была запущена в 1980 году с целью оживления депрессивного региона и оказалась настолько успешной, что дала толчок к реализации государственной программы «Придорожные станции», которые стали важным звеном региональной экономики по всей стране.

Одно село – один продукт

В 1979 году губернатором префектуры Оита на острове Кюсю становится Морихико Хирамацу. Оита – отдаленная сельская провинция Японии, где, в отличие от Токио и других мегаполисов, активно развивавшихся после Великой Отечественной войны, стремительно сокращалось население (молодежь уезжала в крупные города) и падала экономика. Чтобы оживить деятельность префектуры, новый губернатор призвал каждый поселок подумать, какой продукт они могли бы производить лучше всех в стране. Эта концепция легла в основу инновационного плана развития: «Одно село – один продукт», цель которого – добиться экономического подъема в каждом селе и префектуре в целом. Лаймы Какосу, креветки Химэсима, сливы Ояма, горячие источники Беппу – сёла не только включились в разработку собственного продукта, но и начали конкурировать между собой. Каждая община стремилась, чтобы ее продукт был совершеннее, чем у соседей.

Деревни не получали субсидий, но Хирамацу оказывал техническую помощь в улучшении местных товаров и разработке дополнительных продуктов: соусы и джемы из фруктов, корма для животных из рыбных отходов. Кроме того, власти префектуры сами рекламировали и продавали продукцию Оиты. Губернатор и сам стал успешным продавцом местной продукции.

Хирамацу активно привлекал в регион высокотехнологичные отрасли промышленности и создавал транспортную инфраструктуру. «Думай глобально – действуй локально» — был его девиз. Вскоре, благодаря внедрению технологий хранения и переработки, фирменные продукты Оиты стали продаваться не только по всей Японии, но и за рубежом. Доходы в префектуре начали расти, молодежь перестала покидать регион, так как работу можно было найти и здесь, экономический рост был очевиден.

Морихико Хирамацу шесть раз переизбирался на пост губернатора Оиты и возглавлял префектуру с 1979 по 2003 год. Он продвигал программу не только среди региональных чиновников в Японии, но и за рубежом, в том числе Китае и США. В России программу «Одно село – один продукт» с 2013 года реализует администрация Тывы. А в Японии этот план развития дал толчок к основанию государственной программы «Придорожные станции», которые совмещают в себе центр продажи местной продукции, место семейного отдыха и культурный центр.

Придорожные станции Японии

«Придорожные станции» — это программа, запущенная в 1989 году Министерством земель, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии совместно с муниципалитетами и администрациями дорожных магистралей. Ими была поставлена задача – на бесплатных государственных и муниципальных автодорогах организовать не просто автомобильные стоянки с торговыми центрами и фудкортами, как на платных скоростных трассах, но создать оживленное творческое пространство, которое отождествлялось бы с данным регионом. То есть регионы должны не просто обеспечить торговую точку и пункт общепита, но разработать и реализовать концепцию продвижения территории.

Если в год запуска программы по всей стране открылись сразу 103 дорожные станции, в 2018 году их работает уже 1145. Они активно конкурируют между собой, так как региональные власти увидели в них дополнительный ресурс региона. Станции концептуально отличаются друг от друга, а все вместе – от автостоянок на платных скоростных трассах. На придорожных станциях проходят ярмарки, концерты, праздники, фестивали и культурные мероприятия. Эти территории продвигаются как объекты туризма, в Японии даже введено понятие «автобанный туризм», когда путешественники приезжают на конкретную придорожную станцию, где проводится интересное мероприятие.

На станциях можно купить продукты из переработки местного сырья, здесь работают туристические и информационные центры, а во время стихийных бедствий, которые в Японии не так уж редки, станции становятся базами Сил самообороны, участвующих в ликвидации последствий и промежуточными пунктами доставки гуманитарных грузов.

Каждая придорожная станция имеет свою специфику. Станция города Токо префектуры Иватэ размещает на своей территории магазины свежей рыбы. Во время землетрясения и последовавшего цунами в 2011 году префектура Иватэ была одной из пострадавших. В тот момент станция работала как вспомогательная тыловая база для Сил самообороны, пожарной бригады и волонтеров. После землетрясения станция помогала особо пострадавшим прибрежным регионам реализовывать рыболовную продукцию, чтобы они могли быстрее восстановить свой бизнес. Также здесь работает туристическо-деловой центр, который предоставляет информацию о местах отдыха в прибрежной зоне, а предпринимателей знакомит с местной системой оплаты налогов.

Придорожная станция города Мотеги префектуры Тотиги скупает у местных фермеров весь объем фрукта помело, производит его ручную обработку и на основе этого сырья производит и продает 33 вида оригинальной местной продукции. Эти товары местными властями часто используются в качестве сувениров и подарков.

Население села Каваба префектуры Гумма всего 3700 человек. При этом туристов туда приезжает 1,2 млн. человек ежегодно, из них 70% возвращаются повторно. Село реализует программу «Сельское хозяйство плюс туризм», а его придорожная станция, помимо продажи местной продукции, выполняет функцию регионального портала. Здесь работает туристический центр, который знакомит с туристическими объектами всего региона, а также собирает группы туристов на сельскохозяйственную ярмарку в Каваба, где не просто продаются местные товары, но также проводятся квесты «охота за фруктами», мастер-классы по гончарному мастерству и другие мероприятия, которые любят туристы.

Крупный бизнес тоже пытается организовать сотрудничество с придорожными станциями, но задачи станций – представлять продукцию малого и среднего бизнеса. Тем не менее, на станции поселка Мотеги префектуры Тотиги работает павильон «Ниссана».

«Клуб Бива»

Проекты придорожных станций реализуются региональными властями совместно с бизнес-сообществом или ассоциациями сельхозкооперативов. Администрация разрабатывает план придорожной станции, ее концепцию, выделяет место и строит парковку, а возведением павильона и его наполнением занимаются бизнес-ассоциации.

«Клуб Бива» — название придорожной станции города Минамибосо префектуры Тиба, находящейся в 100 километрах от Токио. Бива – это название японской мушмулы, которая растет в районе Томиура (бывший поселок, который сейчас входит в состав Минамибосо) и отличается особо крупными плодами. Станция была открыта в 1993 году с целью развития местной промышленности и культуры. В настоящее время «Клуб Бива» — это многопрофильное заведение, которое управляется акционерным обществом «Тиба Минамибосо», в состав которого входит также администрация города. Основной капитал компании, 95 млн. йен (62 млн руб.), был вложен администрацией Минамибосо. Число сотрудников в 2018 году – 69, из которых 8 – в штате, 8 – по контракту и 53 – почасовики. На момент открытия администрация планировала привлекать ежегодно не менее 100 000 туристов, тем не менее, уже через 10 лет она вышла на оборот 600 000 человек в год и до настоящего времени продолжает удерживать этот показатель.

  • «Клуб Бива» - придорожная станция города Минамибосо. Фото: Евгений Яблоков

Станция имеет собственное производство по переработке мушмулы, некондиционной для отгрузки, которая раньше выбрасывалась в отходы. А это 25-30% от общих закупок. Объем производства мушмулы составляет 500-600 тонн в год. Из нее производится 50 видов продукции, включая косметические товары. В дело идут также листья мушмулы: из них производится чай, который с древности использовался в восточной медицине. Большинство товаров производятся на аутсорсинге специализированными предприятиями.

Готовая продукция выкупается на сумму 5 млн. йен в год (3,25 млн. руб.) и продается здесь же на станции, а также поставляется на рынки, в розничные магазины региона, доставляется на дом и т.д. Выручка от реализации составляет 150 млн. йен в год (97,5 млн. руб.), что в 30 раз превышает затраты.

Станция «Клуб Бива» вынуждена активно конкурировать с соседними. Городу Минамибосо принадлежат 8 придорожных станций, это самый большой показатель в Японии по числу станций в одном муниципалитете. Из них 4 управляются АО «Тиба Минамибосо». Всего же в префектуре Тиба работают 29 придорожных станций. Чтобы выделяться на фоне других станций, «Клуб Бива» организовал уличное кафе, окруженное полями, цветочный базар, открыл выставочную галерею, а также артриум, где проводятся массовые мероприятия, связанные с местными традициями, например, кукольный театр Томиура. Собственный цех ежедневно производит мягкое мороженое из бивы, которое продается до 1000 штук в день. В студии для мастер-классов посетителей обучают приготовлению больших ролов, джема из мушмулы, изготовлению вееров, букетов из засушенных цветов, аксессуаров из ракушек, окрашиванию ткани в листьях мушмулы и т.п. Для детей здесь проводится субботняя школа наблюдения за природой.

На станции работает туроператор, который разрабатывает туристические пакеты, связанные с сельским хозяйством, и привлекает гостей региона через турагентства.

Город Минамибосо не имеет культурных памятников всемирного наследия. Тем не менее, скудные туристические ресурсы региона и соседних населенных пунктов удалось объединить в «систему коллективного заказа» для привлечения туристов, в том числе, приезжающих с однодневной автобусной экскурсией. Была разработана концепция агротуризма: туристы собирают биву (мушмулу), клубнику, цветы, знакомятся с ландшафтным дизайном и блюдами местной кухни. Это оказалось востребованным.

Если раньше туристы приезжали только во время купального сезона в июле-августе (не более 100 тыс. человек, на которые рассчитывали организаторы проекта в самом начале), то сейчас круглый год город посещают 600 тыс. человек. Например, полевая капуста цветет в конце февраля – начале марта, полюбоваться на цветущие поля съезжаются сотни туристов. По итогам 2017 года экономический эффект от туристической деятельности «Клуба Бива» для города Минамибосо составил 300 млн. йен (195 млн. рублей).

Программа «Придорожные станции» удачно вписалась в общую концепцию самостоятельного оживления регионов, которая внедряется японским правительством на фоне сокращающегося и стареющего населения. Станции активно конкурируют между собой и становятся самостоятельным туристическим объектом. На каждую из 47 префектур Японии приходятся 24 придорожные станции, которые реализуют местную продукцию и продвигают свой регион. Опыт дорожных станций оказался настолько успешным, что стал копироваться в странах Азии и Африки. Сами же японцы, руководствуясь девизом «Думай глобально – действуй локально», стараются сделать свой регион лучше не только для самих себя, но и для туристов, чтобы побудить их вернуться снова.


Поделиться в соцсетях: