Ставка на «серебряные кадры» Япония формирует пожизненно активное общество
Япония — первая в мире страна, столкнувшаяся с проблемой сокращения и старения населения. В 2018 году на территории страны проживало 126 225 000 японцев, из которых 35 млн. человек – старше 65 лет. Это в два с лишним раза больше, чем детей до 14 лет: сейчас на одного ребенка приходится 2,3 пенсионера. Ожидается, что в 2025 году, когда завершится пенсионная реформа, количество японцев старше 65 лет составит 37 миллионов. В этих обстоятельствах правительство страны сформулировало запрос на «пожизненно активное общество», который реализуется по всей стране через «Центры «серебряных кадров».
Эпоха «серебряных кадров»
«Центры «серебряных кадров» (официальное название – Инкорпорированная ассоциация общественных интересов «Центр «серебряных кадров») – это сеть общественных организаций с 1300 филиалами по всей стране, которые координирует «Союз центров». Они занимаются предоставлением разовой или краткосрочной работы людям в возрасте от 60 лет.
И мужчины, и женщины в Японии выходят на пенсию в 65 лет. До начала пенсионной реформы в 2000 году (которая продлится до 2025 года) пенсионерами становились в 60 лет. Но и сейчас японцы могут выйти на пенсию, начиная с 60 лет, потеряв при этом значительную сумму пенсионных выплат, которая им уже не компенсируется.
Первый «Центр «серебряных кадров» открылся в 1975 году, когда в Японии проживало всего 9 млн. человек от 65 и старше, и на одного пенсионера приходилось 3 ребенка в возрасте до 14 лет. Но уже тогда правительство страны видело в пожилых людях ресурс, который можно использовать для развития экономики.
Все «Центры» дотируются из муниципального и государственного бюджетов и освобождены от большинства налогов. Но это не снимает с каждого «Центра» обязательства зарабатывать самостоятельно. Государственное финансирование осуществляется в том объеме, сколько «Центр» смог заработать сам. Поэтому неэффективные «Центры» закрываются. Например, в 2004 году в стране работала 1791 организация, а уже в 2009-м – 1266, и на протяжении последнего десятка лет их количество держится в пределах 1300.
Структура доходов каждого «Центра «серебряных кадров» состоит, помимо дотаций, из членских взносов с пенсионеров, которые составляют 20-40 долларов в год, в зависимости от региона, и агентского вознаграждения с заказчиков: 8-10% с каждого контракта.
Заказчиками являются физические лица, местные администрации и некоторые частные компании. Муниципалитеты и местные службы занятости (префектурные бюро труда) по закону обязаны подавать заявки в «Центр «серебряных кадров» на выполнение работ или услуг. Физические лица часто выступают заказчиками разовых работ: подрезать кусты, посидеть с ребенком, прибраться в квартире, выполнить работы «мужа на час» и т.п. Одной из востребованных услуг в последнее время является приведение могил в порядок, когда дети уезжают в крупные города и не имеют возможности приехать к местам захоронения предков. Частные компании, в основном, заказывают услуги курьеров, грузчиков, гидов, консьержей, упаковщиков на конвейере, распространителей рекламной продукции и т.п. Кстати, грузчик в Японии – не тот, кто тащит груз на себе, а кто управляет специальной тележкой.
«Центр «серебряных кадров» не просто выступает посредником между заказчиком и исполнителем, он является гарантом качества выполненной работы. И за это получает с заказчика вознаграждение в размере 8-10% от суммы контракта. То есть, принимая заказ на уборку помещения на сумму 100 долларов, «Центр» берет с клиента оплату в размере 108 долларов, из которых 100 выплачивает непосредственно исполнителю и 8 оставляет себе.
От каждого – по способностям
Особенность японской нации – во всем видеть ресурсы: каждый клочок земли и, тем более, каждый человек должен работать, вносить своей деятельностью посильный вклад в развитие общества.
«Центры «серебряных кадров» с самого начала создавались с социально-просветительской миссией: чтобы их члены (люди в возрасте 65+) могли жить здоровой полной жизнью, развивать местное сообщество, ведя трудовую деятельность, то есть не выпадали из социума, выйдя на пенсию.
При этом деятельность «Центров» осуществляется на основе членства. Пенсионеры платят сообществу, в среднем, 30 долларов в год, чтобы иметь возможность по мере сил и желания выполнять несложную работу за адекватное вознаграждение.
Дополнительные доходы пенсионеров отнюдь не являются основной задачей «Центра». Миссия организации — стремиться к тому, чтобы пожилые люди были источниками энергичности региона и помогали оживлению местного сообщества. Принципы, которыми руководствуются «Центры «серебряных кадров» в своей работе — «самостоятельность, активность, сотрудничество и взаимопомощь». Задача «Центров» состоит в том, чтобы дать людям возможность вести социально активную жизнь. И данные опроса за 2017 год это подтверждают: и мужчины, и женщины экономический фактор ставят на третье место. На первом стоит психологический фактор — желание жить активной социальной жизнью, на втором — поддержание и сохранение здоровья. То есть люди стремятся оставаться активным и в физическом, и в социальном плане.
Но главный выгодоприобретатель от работы «Центров» — государство, которое ежегодно экономит на их деятельности (несмотря на дотации) порядка 52 млрд йен (34 млрд рублей). По статистике, члены «Центров «серебряных кадров» меньше болеют и государство несет меньше расходов на здравоохранение. Совокупные медицинские расходы на одного члена меньше на 60 тыс. йен (39 тыс. рублей), чем на обычного пожилого человека. И скорость «старения» у пенсионеров, живущих активной социальной жизнью ниже, чем у домоседов.
Причем, с увеличением возраста эта разница более заметна. Если в возрасте 65-69 лет состояние здоровья у членов «Центров» лучше, чем у неработающих пенсионеров на 8-14% (берутся показатели: общая подвижность, когнитивные факторы, сердечно-сосудистые заболевания и т.п.), то в 85 лет разница составляет уже 36% у мужчин и 54% у женщин.
Механизм работы «Центров»
К желающим стать членами «Центра», существует ряд требований. Во-первых, это возраст: от 65 лет или 60, если человек решил выйти на пенсию раньше. Во-вторых, хорошее здоровье и желание работать. В-третьих, возможность работать не менее 10 часов в неделю или 10 дней в месяц. В-четвертых, внесение ежегодного членского взноса. И, в-пятых, согласие с принципами деятельности «Центра «серебряных кадров», которые можно свести к фразе: «каждый сам кузнец своего счастья». Кстати, для принятия в члены требуется одобрение председателя правления «Центра».
В заявке на вступление члены «Центра» указывают желаемую профессию. Это может быть либо та, в которой они уже имеют опыт, либо та, которую они желают освоить. Например, в городах, которые посещают туристы, многие пенсионеры указывают профессию «экскурсовода». Кстати, «Центры» имеют свой фонд «серебряного страхования», из которого их членам выплачивается страховка в случае получения травмы во время выполнения работы или на пути к ней.
Работа с заказчиками максимально упрощена и автоматизирована. Заявка подается через интернет. Так как цены на все услуги средние по рынку, а сами «Центры» не преследуют цели извлечения максимальной прибыли и контролируют качество выполнения работ, клиенты им доверяют. Новая заявка отражается на сайте вакансий, и члены «Центра» могут на нее откликнуться.
Заявки принимаются только на разовую или краткосрочную работу. И за счет этого «Центры «серебряных кадров» избегают конкуренции с частными рекрутинговыми агентствами. Время от времени в адрес «Центров» выдвигаются обвинения, что они работают на общем рынке, но при этом не платят большинство налогов. В свою защиту они отвечают, что, во-первых, принимают заказы только на временную работу, а большинству работодателей требуются постоянные сотрудники на полный рабочий день. Во-вторых, предлагают работу только пенсионерам, а с этой категорией граждан в Японии, как и в России, мало кто охотно сотрудничает. В-третьих, они не демпингуют и принимают заказы по среднерыночной ставке в регионе. В-четвертых, практически не работают с крупными компаниями, большинство их заказчиков – частные лица и малые предприятия. И, в-пятых, «Центры «серебряных кадров», будучи общественно-полезной организацией, несут социальную нагрузку: их члены должны выполнять волонтерскую работу.
Большинство членов «Центров» являются мужчинами, женщин всего 33%. Несмотря на то, что женщин в возрасте от 65 лет на 25% больше, чем мужчин, в экономике они задействованы меньше. Женщины в Японии традиционно занимались домом и детьми, и лишь последнее десятилетие государство активно стимулирует их к участию в экономический жизни страны.
Участие в оживлении регионов
Дотируя «Центры «серебряных кадров», государство ожидает, что они будут самостоятельно проявлять инициативу и реализовывать проекты, которые помогли бы развивать региональную экономику, сохраняя при этом местную культуру и традиции. «Центры» самостоятельно придумывают проекты, актуальные для их региона, и успехами их реализации делятся в «Серебряном ежемесячнике».
«Центр» города Урасо префектуры Окинава запустил проект по развитию шелководства. В сотрудничестве с профильными организациями города и профтехучилищами, они консультируют фермеров как использовать удобрения на тутовых плантациях, как высаживать шелковицу, разводить шелковичных червей, производить шелковые нити и пр. Также они проводят исследования для разработки продукции с использованием шелковицы и коконов. «Центр» города Такамацу префектуры Кагава помогает развитию туризма в регионе, предоставляя услуги гидов и обслуживая инфраструктуру приема паломников.
В предгорных и горных районах с долей пожилого населения свыше 50% растет число «маргинальных поселений». Члены «Центра» города Яцусиро префектуры Кумамото работают над воскрешением брошенных сельхозугодий и участвуют в управлении такими поселениями. Они скашивают траву, вспахивают и мелиорируют заброшенные поля, производят и продают овощи под местным брендом.
Члены «Центра «серебряных кадров» района Минато совместно с операторами мобильной связи обучают пожилых людей пользоваться современными смартфонами. Их обучают как с телефона пользоваться интернетом, устанавливать и использовать приложения и т.п. Пожилые люди быстрее осваивают мобильные девайсы, так как преподаватели – их же ровесники.
«Центр» района Мэгуро по поручению администрации района организовал систему помощи молодым матерям в дородовый и послеродовый период. Члены «Центра» присматривают за ребенком во время отсутствия родителей, помогают по хозяйству, закупают продукты в магазине и т.п. А администрация города Тикуси префектуры Фукуока пошла еще дальше: в городе создана система аттестации «мастеров по уходу за ребенком» для пожилых людей. Их обучают, что делать при заболевании ребенка, как предотвращать несчастные случаи и создавать безопасную среду, по каким вопросам консультировать родителей и пр. Эти «сертифицированные бабушки» через «Центр «серебряных кадров» помогают в уходе за детьми.
«Центр» города Будзэн-Когэ префектуры Фукуока заключил с администрацией города и полицейским управлением «соглашение о предотвращении преступлений в общине». Ежедневно около 110 членов «Центра» патрулируют улицы и сообщают в полицию о подозрительных лицах или находках.
Волонтерская деятельность «серебряных кадров» также весьма разнообразна. По всей стране они в качестве волонтеров-слушателей посещают одиноких людей, которым не с кем поговорить. Выступают с лекциями по профилактике здоровья в общественных банях, центрах культуры и иных общественных местах. Проводят культурно-познавательные мастер-классы по выращиванию орхидей, росписи картин, каллиграфии и т.д. Обучают детей выращиванию овощей и фруктов в школьных огородах и т.д.
Государство стимулирует «Центры «серебряных кадров» к осуществлению маркетинговой деятельности по привлечению новых членов. В 2018 году членами «Центров» по всей стране являются 720 тыс. человек. Это 2% от общего числа пенсионеров. Поэтому перед «Центрами» поставили задачу довести число своих членов до 1 млн человек, а дальше – наращивать это количество.
В условиях, когда в стране не хватает рабочих рук, приходится принимать на работу иностранцев. При этом в стране 25% населения – пожилые, но вполне трудоспособные люди для выполнения разовых или краткосрочных работ. Игнорировать этот ресурс – непозволительная роскошь для страны с сокращающимся населением.
- Экономика зрелости Как сохранить сильную экономику при сокращающемся и стареющем населении: опыт Японии
- Автобанный туризм Японский опыт оживления деревень с помощью придорожных станций
- Ставка на «серебряные кадры» Япония формирует пожизненно активное общество
- Антенна-шопы как рупор регионов Зачем японские префектуры открывают продовольственные магазины в центре Токио
- Банки-кооперативы Как японские синкин-банки помогают развивать местное сообщество